Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются
у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально,
в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики!
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика
не достигает своей цели.
- 4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе
с тем координированными.
Комплексы артикуляционной гимнастики!
Комплекс для выработки правильного произношения звуков Р, Р`
«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»)
Рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, произнося ля-ля-ля(та-та-та), затем снова пошлепать губами. Повторить каждое движение 7 раз. Остановиться в положении: рот открыт, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
«Блинчик» («Лопатка»)
Открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет до 5; постепенно доводя до 10.
«Вкусное варенье»
Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!). Нижней губой не помогать.
«Чашечка»
Широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Чистим верхние зубы»
Открыть рот, широким кончиком языка упереться в верхние зубы изнутри, производить движения языком по верхним зубам изнутри сверху вниз. Повторить 5-6 раз.
«Маляр» («Красим потолок»)
Открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперед – назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
«Парус»
Широко открыть рот, кончик языка прижать к альвеолам. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка»
Улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывая и открывая рот, растягивать подъязычную связку.
«Грибочек»
Улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Весёлая лошадка»
Улыбнуться, щелкать язычком. Повторить 5-10 раз.
«Грустная лошадка»
Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, щёлкать язычком. Повторять 5-10 раз.
«Ветерок» («Загони мяч в ворота)»
Улыбнуться, широкий язык положить на нижнюю губу, медленно и плавно дуть на лежащий перед лицом (подвешенный на ниточке ) кусочек ваты, бумажки, на бумажную фигурку. Повторить 5-10 раз.
Комплекс для выработки правильного произношения шипящих звуков
«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»)
Рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, произнося ля-ля-ля(та-та-та), затем снова пошлепать губами. Повторить каждое движение 7 раз. Остановиться в положении: рот открыт, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
«Блинчик» («Лопатка)»
Открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет до 5; постепенно доводя до 10.
«Ветерок» («Загони мяч в ворота)»
Улыбнуться, широкий язык положить на нижнюю губу, медленно и плавно дуть на лежащий перед лицом (подвешенный на ниточке ) кусочек ваты, бумажки, на бумажную фигурку. Повторить 5-10 раз.
«Вкусное варенье»
Рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!). Нижней губой не помогать.
«Маляр» («Красим потолок»)
Открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперед – назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
«Весёлая лошадка»
Улыбнуться, щелкать язычком. Повторить 5-10 раз.
«Грустная лошадка»
Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, щёлкать язычком. Повторять 5-10 раз.
«Гармошка»
Улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывая и открывая рот, растягивать подъязычную связку.
«Грибочек»
Улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка»
Широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Чистим верхние зубы»
Открыть рот, широким кончиком языка упереться в верхние зубы изнутри, производить движения языком по верхним зубам изнутри сверху вниз. Повторить 5-6 раз.
Комплекс для выработки правильного произношения свистящих звуков
«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»)
Рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, произнося ля-ля-ля(та-та-та), затем снова пошлепать губами. Повторить каждое движение 7 раз. Остановиться в положении: рот открыт, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
«Блинчик» («Лопатка)»
Открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет до 5; постепенно доводя до 10.
«Лягушка» («Улыбка)»
Улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Ветерок» («Загони мяч в ворота)»
Улыбнуться, широкий язык положить на нижнюю губу, медленно и плавно дуть на лежащий перед лицом (подвешенный на ниточке ) кусочек ваты, бумажки, на бумажную фигурку. Повторить 5-10 раз.
«Чистим нижние зубки)»
Открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам снизу вверх. Повторить 5-10 раз.
Подготовил учитель-дефектолог 1 квалификационной категории И.А.Кресс