Организация белорусского уголка в группе

Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.

Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).

Следовательно, в уголке должны быть:

·         Альбомы:  «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;

·         Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).;

·         Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

·         Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

·         Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));

·         Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·         Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

 

В  средней группе  у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В уголке национальной символики должны быть: 

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента Республики Беларусь.

В белорусском уголке должны быть:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной      город», «Минск – столица Беларуси»;
  • Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,
  • сестра, тетя, дядя);
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·         Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Поэтому в уголок национальной символики размещается:

·         Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);

·         Портрет президента Республики Беларусь;

·         Карта страны, глобус.

В белорусском уголке должны быть:

·         Куклы в национальных костюмах;

·         Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;

·         Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;

·         Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из  дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);

·         Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

·         Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·         Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

·         Различная познавательная и художественная литература;

·         Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной  город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;

·         Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

·         Родословные древа детей.

Оснащение белорусских уголков

в соответствии с перечнями оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50)

№ п/п Классификация и наименование игрового материала и его предназначение Возрастная группа
первый год жизни второй–третий годы жизни четвер- тый–пятый годы жизни шестой–седьмой годы жизни разновоз-растная группа
количество
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен)   по 2 шт. по 2 шт. по 2 шт. по 2 шт.
  Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора для хранения кукольной одежды   2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт.
  Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси     5 комп. 5 комп. 2 комп.
  Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п.     по 2 шт. по 2 шт. по 2 шт.
  Батлейка (национальный кукольный театр)       1 шт.  
  Дидактические игры с картами из 6–8 частей разной тематики: растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др.     3 наб. 3 наб. 3 наб.
  Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька)     по 1 шт. по 1 шт. по 1 шт.
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке, старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования)   по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб.
  Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:

— белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная;

— белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева.

  по

2 шт.

по

2 шт.

по

2 шт.

по

2 шт.

 

  Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и России       по 1 наб. по 1 наб.
  Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет       по 1 наб. по 1 наб.
  Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.)   по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб.
  Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских художников)     по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб.
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ          
  Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые Учебной программой дошкольного образования)       по 1 наб. по 1 наб.
  Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.)   по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб. по 1 наб.
  ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          
  Карты географические: карта Республики Беларусь     1 шт. 1 шт. 1 шт.
  Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой     1 шт. 1 шт. 1 шт.
  Вкладыши: «Карта Беларуси» и др.     1 шт. 1 шт.  
  Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой     1 шт. 1 шт. 1 шт.
  Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь       по 1 шт.  
  Глобус       1 шт.  
  Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др.       по 1 наб.  

Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели.