Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.
Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
Следовательно, в уголке должны быть:
· Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;
· Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).;
· Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
· Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
· Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
· Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
- Портрет президента Республики Беларусь.
В белорусском уголке должны быть:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
- Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,
- сестра, тетя, дядя);
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Поэтому в уголок национальной символики размещается:
· Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
· Портрет президента Республики Беларусь;
· Карта страны, глобус.
В белорусском уголке должны быть:
· Куклы в национальных костюмах;
· Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
· Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
· Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
· Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
· Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
· Различная познавательная и художественная литература;
· Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
· Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
· Родословные древа детей.
Оснащение белорусских уголков
в соответствии с перечнями оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50) |
||||||
№ п/п | Классификация и наименование игрового материала и его предназначение | Возрастная группа | ||||
первый год жизни | второй–третий годы жизни | четвер- тый–пятый годы жизни | шестой–седьмой годы жизни | разновоз-растная группа | ||
количество | ||||||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен) | по 2 шт. | по 2 шт. | по 2 шт. | по 2 шт. | ||
Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора для хранения кукольной одежды | 2 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | ||
Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси | 5 комп. | 5 комп. | 2 комп. | |||
Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п. | по 2 шт. | по 2 шт. | по 2 шт. | |||
Батлейка (национальный кукольный театр) | 1 шт. | |||||
Дидактические игры с картами из 6–8 частей разной тематики: растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др. | 3 наб. | 3 наб. | 3 наб. | |||
Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька) | по 1 шт. | по 1 шт. | по 1 шт. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке, старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования) | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | ||
Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:
— белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная; — белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева. |
по
2 шт. |
по
2 шт. |
по
2 шт. |
по
2 шт.
|
||
Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и России | по 1 наб. | по 1 наб. | ||||
Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет | по 1 наб. | по 1 наб. | ||||
Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.) | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | ||
Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских художников) | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | |||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ | ||||||
Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые Учебной программой дошкольного образования) | по 1 наб. | по 1 наб. | ||||
Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.) | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | по 1 наб. | ||
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
Карты географические: карта Республики Беларусь | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | |||
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | |||
Вкладыши: «Карта Беларуси» и др. | 1 шт. | 1 шт. | ||||
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | |||
Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь | по 1 шт. | |||||
Глобус | 1 шт. | |||||
Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др. | по 1 наб. |
Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели.