Консультация «Космос внутри. Как понять и принять ребёнка с аутизмом»

Как проявляется аутизм?

Аутизму свойствен огромный спектр симптомов и проявлений. Однако есть три основных, которые встречаются практически у всех:

Нарушения общения (отсутствие интереса или способности к контактам с другими людьми). Недостаток контакта глазами – это одна из наиболее заметных особенностей.

Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению. Людям с аутизмом помогают чувствовать себя спокойно знакомые занятия, строгая дисциплина, распорядок дня. Ритмичные однообразные движения – это способ успокоиться или сосредоточиться.

Отсутствие или задержка речи.

Среди других симптомов – острая чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам. Людям сложно разграничить значимую информацию и второстепенную, уделять внимание более чем одному действию или ощущению. Проблемы в ориентации во времени и пространстве, невозможность спланировать действия, а также ситуация ожидания или изменения планов тревожат людей с аутизмом. Они часто зацикливаются на любимой теме или занятии. Внимание к деталям и острая память бывают просто феноменальными.

«Успокойте вашего ребёнка!», «Сын, этот мальчик больной, отойди», «А это не заразно?». Поначалу – удар под дых, острая боль. Когда-нибудь станет легче. Годы уйдут на то, чтобы нарастить защитный слой родителям ребёнка, страдающего аутизмом. Хотя «страдающего» – слово неправильное. Страдаем только мы, видя, что ребёнок чем‑то отличается от других. А он свои отличия осознаёт, но живёт с ними гармонично и умеет наслаждаться жизнью. Особенно, если не мешать ему жалостью, стыдом и неприязнью.» (с)

«У меня в доме живёт семья со взрослой аутичной девочкой, – продолжает Людмила. – Я узнала об этом только через пару лет – родители практически никогда не выходят с ней на улицу. Мой сын ходит в школу, я его не стыжусь. Но что мне делать, когда случайная прохожая подходит к нему, видит, как он что‑то щебечет и напевает себе под нос, и говорит: «Ты зачем так себя ведешь, люди подумают, что ты больной»? А если больной, то что тогда? Нельзя здесь стоять или это порок какой‑то? Болезнь у нас стигматизирована, это считается чем‑то плохим и стыдным. Чуть что – сразу звучит уничижительное «ты что, глухой/слепой/дебил/даун. Нам нужно ещё много времени, чтобы понять, что человек с нарушением здоровья не чудовище, что он может быть интересным, добрым, талантливым, полезным, в конце концов» (с)

Людмила Шведова – мама 11-летнего мальчика с аутизмом.

«Внешне дети с аутизмом выглядят обычно, – говорит она, – расстройство никак не проявляется в физическом плане, поэтому окружающие думают, что неприемлемое поведение – следствие плохого воспитания. Маму осуждают все кому не лень. Ребёнок может петь или плакать, громко разговаривать, закричать, залезть в чужую сумку, схватить что‑то с полки в магазине… Окружающие считают, что они вправе подойти и высказать свои претензии. Это бесконечно больно и утомительно»…

 

Что можно и чего нельзя делать?

Став свидетелем истерики или непривычного, порой вызывающего поведения чужого ребёнка, не спешите с выводами о его плохом воспитании. Это часто бывает проявлением аутизма.

  • Предложите помощь родителям
  • Не давайте родителям советов и не критикуйте
  • Поддержите родителей, если прохожие будут вмешиваться с критикой или советами
  • Не говорите ребёнку, что он плохо ведёт себя, не пытайтесь его успокоить – это может только навредить

Подготовила: учитель- дефектолог

Сапронова Ольга Сергеевна