ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединённых одной тематикой (о весне, о жизни животных).

3.Объединение произведений различных видов искусства.

а) чтение + рассматривание картины.

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4.Чтение с использованием наглядного материала:

— игрушками;

— наглядным материалом;

— кукольным театром;

— диафильмы, диапозитивы, кинофильмы,

— рассматриванием иллюстраций,

— привлечение внимания к реальным объектам,

  1. Чтение со словесной помощью (сравнение со сходным или противоположным случаем из жизни, постановка поисковых вопросов, подсказка слов-эпитетов).

6.Чтение, как часть иного занятия по развитию речи.

7.Чтение произведений, которые принадлежат к разным литературным жанрам.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

— тщательная предварительная подготовка к занятию;

— соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей;

— воспитательный характер занятия;

— эмоциональный характер занятия;

— четкая структура занятия;

— оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

— правильная организация занятия;

— учет результатов занятия;

— связь занятия с последующей работой по развитию речи.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

при подготовке интегрированного и комплексного занятий:

 

— выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) темы, которые имеют общие аспекты;

— выявить связи между подобными элементами знаний;

— изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

— учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

— планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

— смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

— выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

а) в зависимости от ведущей задачи:

-занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)

-занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного  числа родительного падежа)

-занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)

-занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)

-занятия по ознакомлению с художественной литературой

-занятия  по обучению грамоте

б)в зависимости от применения наглядности:

-занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)

-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)

-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)

в) в зависимости от этапа обучения:

— речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)

— речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение)

г) в зависимости от количества участников:

-фронтальные (со всей группой)

-индивидуальные.

д) в зависимости от дидактических целей:

-занятия по сообщению нового материала

-по закреплению знаний, умений, навыков

-по обобщению и систематизации знаний

-итоговые или проверочные

-комбинированные (смешанные)

-интегрированные.

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ(осмотр помещения, рассматривание предметов, ознакомление со свойствами и качествами предметов):

  • занятия по первоначальному ознакомлению с предметами и явлениями (называние предметов) (1-2 мл.гр.),
  • занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (первые занятия – во 2 мл.гр., основные – в ср.гр),
  • занятия по сравнению предметов (ст.гр.),
  • занятия по формированию видовых понятий (ср.гр.),
  • занятия по формированию родовых понятий (ср. и ст.гр.).

 

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

  • специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи (обучению трудным граммати­ческим формам, словообразованию, построению предложений),
  • часть занятия по развитию речи (словарь, ЗКР, связная речь, художественная литература):
  • грамматические упражнения проводятся на матери­але занятия,
  • грамматическое упражнение может быть частью заня­тия, но не связанной с его программным содержанием,
  • занятия по другим разделам учебной программы (ЭМП, «Ребенок и природа» и т.д.)

 

ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:

  • специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи (1-2 раз в месяц),
  • часть занятия по развитию речи(словарь, ГСР, связная речь, художественная литература) (1-2 раза в неделю),
  • занятия по другим разделам учебной программы («Музыка», «Физическая культура», «Ребенок и природа» и т.д.).

 

ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • беседы,
  • пересказ художественного произведения,
  • рассказывание:
  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение
  • контаминацию

 

ВИДЫ РАССКАЗОВ:

ПО ФОРМЕ:

  • описательные (выделение характерных признаков предмета или явления),
  • сюжетные (передача событий, происходящих в определенной временной последовательности и с каким-нибудь героем),
  • сравнительные (описание 2 предметов с контрастными признаками),
  • объяснительные (с элементами объяснения, рассуждения),

 

ПО ВОСПРИЯТИЮ (реалистичные):

  • описание картин,
  • описание игрушек,
  • описание предметов,

 

ПО ПАМЯТИ (реалистичные):

(рассказы из опыта вводятся в средней группе):

  • из коллективного опыта,
  • из личного опыта,
  • составление письма,
  • выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности
  • ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельностикоторые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
  • Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме. Например: Тема «Весна». На этом занятии будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности.
  • КОМПЛЕКСНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАНЯТИЕ, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
  • Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например: Тема «Весна. Сезонные изменения в природе». Воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.