ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.Чтение или рассказывание одного произведения.
2.Чтение нескольких произведений, объединённых одной тематикой (о весне, о жизни животных).
3.Объединение произведений различных видов искусства.
а) чтение + рассматривание картины.
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4.Чтение с использованием наглядного материала:
— игрушками;
— наглядным материалом;
— кукольным театром;
— диафильмы, диапозитивы, кинофильмы,
— рассматриванием иллюстраций,
— привлечение внимания к реальным объектам,
- Чтение со словесной помощью (сравнение со сходным или противоположным случаем из жизни, постановка поисковых вопросов, подсказка слов-эпитетов).
6.Чтение, как часть иного занятия по развитию речи.
7.Чтение произведений, которые принадлежат к разным литературным жанрам.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
— тщательная предварительная подготовка к занятию;
— соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей;
— воспитательный характер занятия;
— эмоциональный характер занятия;
— четкая структура занятия;
— оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
— правильная организация занятия;
— учет результатов занятия;
— связь занятия с последующей работой по развитию речи.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
при подготовке интегрированного и комплексного занятий:
— выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) темы, которые имеют общие аспекты;
— выявить связи между подобными элементами знаний;
— изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
— учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
— планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
— смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
— выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
а) в зависимости от ведущей задачи:
-занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)
-занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа)
-занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)
-занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)
-занятия по ознакомлению с художественной литературой
-занятия по обучению грамоте
б)в зависимости от применения наглядности:
-занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)
-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)
-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
в) в зависимости от этапа обучения:
— речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)
— речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение)
г) в зависимости от количества участников:
-фронтальные (со всей группой)
-индивидуальные.
д) в зависимости от дидактических целей:
-занятия по сообщению нового материала
-по закреплению знаний, умений, навыков
-по обобщению и систематизации знаний
-итоговые или проверочные
-комбинированные (смешанные)
-интегрированные.
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ(осмотр помещения, рассматривание предметов, ознакомление со свойствами и качествами предметов):
- занятия по первоначальному ознакомлению с предметами и явлениями (называние предметов) (1-2 мл.гр.),
- занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (первые занятия – во 2 мл.гр., основные – в ср.гр),
- занятия по сравнению предметов (ст.гр.),
- занятия по формированию видовых понятий (ср.гр.),
- занятия по формированию родовых понятий (ср. и ст.гр.).
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
- специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи (обучению трудным грамматическим формам, словообразованию, построению предложений),
- часть занятия по развитию речи (словарь, ЗКР, связная речь, художественная литература):
- грамматические упражнения проводятся на материале занятия,
- грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием,
- занятия по другим разделам учебной программы (ЭМП, «Ребенок и природа» и т.д.)
ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:
- специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи (1-2 раз в месяц),
- часть занятия по развитию речи(словарь, ГСР, связная речь, художественная литература) (1-2 раза в неделю),
- занятия по другим разделам учебной программы («Музыка», «Физическая культура», «Ребенок и природа» и т.д.).
ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- беседы,
- пересказ художественного произведения,
- рассказывание:
- описание,
- повествование,
- рассуждение
- контаминацию
ВИДЫ РАССКАЗОВ:
ПО ФОРМЕ:
- описательные (выделение характерных признаков предмета или явления),
- сюжетные (передача событий, происходящих в определенной временной последовательности и с каким-нибудь героем),
- сравнительные (описание 2 предметов с контрастными признаками),
- объяснительные (с элементами объяснения, рассуждения),
ПО ВОСПРИЯТИЮ (реалистичные):
- описание картин,
- описание игрушек,
- описание предметов,
ПО ПАМЯТИ (реалистичные):
(рассказы из опыта вводятся в средней группе):
- из коллективного опыта,
- из личного опыта,
- составление письма,
- выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности
- ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
- Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме. Например: Тема «Весна». На этом занятии будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности.
- КОМПЛЕКСНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАНЯТИЕ, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
- Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например: Тема «Весна. Сезонные изменения в природе». Воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.