Управление по образованию, спорту и туризму
Смолевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
« Детский сад № 7 г. Смолевичи «Буслик»
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома ____________А.А. Халенкова «___» ________________ 2022
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Государственного учреждения образования «Детский сад № 7 _____________ О.Н. Пекарь «___» ________________ 2022
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Срок реализации: 2022 – 2024
Руководитель
педагогического проекта: Сапронова Ольга Сергеевна, Заместитель заведующего тел.: 8(01776)43983 Е-mail: ds7@smoledu.by |
Общие сведения
Государственное учреждение образования «Детский сад № 7 г. Смолевичи «Буслик».
Тема «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Сроки реализации педагогического проекта: 2022 – 2024 гг.
Сведения о руководителе учреждения образования: Пекарь Ольга Николаевна, заведующий детского сада, 8 (01776) 44 960 ds7@smoledu.by
Сведения о руководителе педагогического проекта: Сапронова Ольга Сергеевна, заместитель заведующего по основной деятельности, 8(01776)43983, ds7@smoledu.by.
Сведения об участниках реализации педагогического проекта: учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования, воспитанники
их родители (законные представители), педагоги учреждения образования.
Актуальность проекта
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.
Исследования, посвященные проблеме изучения
и коррекции недоразвития речи, показывают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику. Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Коррекция тяжелых нарушений речи должна осуществляться педагогами в процессе многоаспектного воздействия, направленного
на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.
Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами учреждения дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.
Конструирование относится к одному из ведущих
и предпочитаемых детьми видов детской деятельности,
оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя
с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики. Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.
Для использования в коррекционнойй работе с детьми с ТНР нами выбрана образовательная технология LEGO-конструирования как вид творческо-продуктивной деятельности, обеспечивающей развитие психических процессов и мелкой моторики рук, а также способствующей речевому развитию дошкольников. Применение LEGO-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности детей с ТНР — формированию ориентировки, планированию, реализации речевого плана, контролю за качеством речи.
Основой применения LEGO-технологии при работе с детьми с ТНР заключается то, что обучение детей с ТНР направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой
и операционально-технической ее сторон. Замысел, реализуемый
в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.
Использование LEGO-технологии в обучающем процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. В процессе конструирования совместно с ребёнком, педагог может эффективно отрабатывать с ребёнком грамматические конструкции, например, согласование числительных
с существительными («сколько в твоём домике окошек?»).
Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения или сказки.
Цель проекта
Создание условий для коррекциии речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.
Задачи проекта
— коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
— развитие речевой деятельность детей;
— развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторную координацию.
Теоретическое обоснование педагогического проекта
LEGO-конструирование не простой вид игровой и учебной деятельности, он требует к себе особого внимания и подготовки педагога и воспитанников.
Организация занятий по LEGO-конструированию имеет ряд особенностей. Т.В. Лусс рекомендует, перед началом использования LEGO на занятиях по конструированию провести серию спонтанных игр, используя LEGO — элементы, так как велико желание каждого ребенка потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.
В материально-техническом плане для работы с конструкторами LEGO должно быть: удобное помещение для проведения индивидуальных и групповых форм работы; удобная мебель (столы
и стулья, регулируемые под индивидуальные особенности ребенка, шкафы и полки для хранения игровых пособий, ковѐр); необходимое игровое оборудование (наборы LEGO-конструкторов, желательно чтобы каждый комплект был в двойном экземпляре (для образца
и для конструирования).
В методическом плане: наличие программы по LEGO-конструированию; учебно-методические планы реализации программы; индивидуально-образовательные маршруты детей; конспекты занятий для детей разного возраста и развития; наличие квалифицированных специалистов.
Обязательным условием является личная заинтересованность
и активное участие родителей в реализации коррекционных задач.
При тесном и плодотворном сотрудничестве мы можем отмечать
не только динамику в речевом развитии детей, но и динамику отношения родителей к детям, они усваивают правильный стиль общения
с ребенком, основные приемы работы для самостоятельного проведения занятий дома.
Важный аспект организации занятий LEGO-конструированию –
это учет возрастных особенностей детей. Он находит свое отражение
в содержании занятий и является одним из решающих условий
по ограничению во времени. Вторым важным условием по ограничению времени является состояние здоровья ребенка (физического
и психического)
Модель будущего образовательного процесса:
Создание в учреждении дошкольного образования условий
для коррекциии речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта:
№
п/п |
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
1. | Повышение качества дошкольного образования | — развитие у детей сенсорных представлений;
— развитиее памяти, внимания, мышления; — заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности |
Беседы,
карточки анализа занятия, диагностический материал |
2. | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов | — рост уровня профессиональной компетентности педагогов в коррекциии речевых нарушений воспитанников
— интерес к инновационной деятельности со стороны педагогов, не включенных в творческую группу — удовлетворенность педагогов результатам и ходом внедрения проекта |
Анкетирование,
наблюдение за деятельностью, опрос, |
3. | Удовлетворенность партнерским взаимодействием участников педагогического проекта. | Положительная динамика удовлетворенности деятельностью учреждения дошкольного образования
со стороны законных представителей воспитанников |
Анкетирование,
наблюдение во время участия родителей в совместных мероприятиях, интервьюирование |
4. | Повышение качества управления инновационными процессами в учреждении дошкольного образования | Улучшение организационно-педагогических
условий для реализации проекта; -повышение уровня обеспеченности программно-методическими разработками и другой документацией, способствующей непрерывному и систематическому повышению квалификации педагогов; -рост удовлетворённости педагогов содержанием своей профессиональной деятельности;
|
Мониторинг, анкетирование,
опрос, оценочные шкалы |
5. | Распространение педагогического опыта | Участие членов педагогического коллектива – участников педагогического проекта в семинарах, конференциях
и других научно-практических мероприятиях по теме проекта; |
Распространение педагогического опыта |
Список использованных источников
- Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР — М.: Адукацыя і выхаванне, 2010
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
- Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000
- Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001
- Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002.
- Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Государственного учреждения образования «Детский сад № 7
г. Смолевичи «Буслик»
__________ О.Н. Пекарь
«___» ___________ 2022
Программа реализации педагогического проекта
«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Срок реализации: 2022 – 2024
Первый этап: подготовительный
№ | Содержание работы | Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы | Самоконтроль
(формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты | |
с педагогами | с воспитанниками | ||||
1 | Разработка и утверждение тематичес-кого плана, подбор методичес-кого сопровожде-ния, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанни-ков | Проведение промежуточ-ных мониторин-говых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников | 1.Анкетирова-ние родителей воспитанников для выявления потребностей воспитанников и их родителей, определение отношения родителей к ходу педагогического проекта.
2.Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы |
Май 2023,
отчет на педагоги-ческом совете |
выявление нарушений речевой деятельности воспитанников установление эмоциональ-ного контакта ребенка и педагога, укрепление интереса, желания и мотивации к занятиям |
Второй этап: внедренческий
№ | Содержание работы | Информационное, методическое обеспечение работы | Самоконтроль
(формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты | |
с педагогами | с воспитанниками | ||||
2 | 1.Реализация тематического плана
|
Проведение экскурсий с детьми и их родителями с целью расширения кругозора о различных профессиях |
1.Пополнение страницы официального сайта новостями
о проводимых мероприятиях в данном направлении 2. Оформление информационных материалов для родителей – буклеты, памятки, папки-передвижки |
Сентябрь 2023-
май 2024, сообщения на педагогических советах |
Правильно сформированная речь детей |
Третий этап: рефлексивный (оценочный)
№ | Содержание работы | Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы | Самоконтроль
(формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты | |
с педагогами | с воспитанниками | ||||
3 | 1.Обобщение опыта работы.
2. Проведение недели мастер-классов по теме «LEGO-конструирование».
|
1.Просмотр видеороликов, развивающих мультфильмов по теме «Как тигренок рычать учился»
с целью расширения кругозора детей. 3. Выставка поделок «Путешествие в мир LEGO» |
1. Представление опыта работы для педагогов Смолевичского района.
2. Пополнение страницы официального сайта новостями о проводимых мероприятиях в данном направлении с целью ознакомления общественности. 3. Публикации о результативности педагогического проекта в СМИ. |
Сентябрь 2024,
сообщение на педагогических советах |
Создание в учреждении дошкольного образования условий для коррекциии речевых нарушений воспитан-ников с тяжелыми нарушениями речи через использование образователь-ной LEGO-технологии |
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Государственного учреждения образования «Детский сад № 7
г. Смолевичи «Буслик»
__________ О.Н. Пекарь
«___» ___________ 2022
Календарный план реализации педагогического проекта
«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
на 2022/2023 учебный год
№
п/п |
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Подбор научно-методической литературы, статей, интернет — ресурсов по теме LEGO-конструирования | Сентябрь 2022 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
2. | Изучение образовательной LEGO-технологии | Сентябрь 2022. | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
3. | Составление плана реализации мероприятий проекта | Сентябрь 2022 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
4. | Создание картотеки по лексическим темам с краткой аннотацией. | Сентябрь 2022 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
5. | Проведение диагностики речевых нарушений. | Сентябрь 2022 | Учителя-дефектологи |
6. | Выступление на родительских собраниях по теме «Цели и задачи реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» | Сентябрь 2022 | Учителя-дефектологи |
7. | Практикум для родителей «Развиваем фонематический слух». | Октябрь 2022 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
8. | Практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики дома» | Декабрь 2022 | Учителя-дефектологи |
9. | Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. | В течении срока реализации | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
10. | Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. | Декабрь 2022 | Учителя-дефектологи |
11. | Проведение речевой игры «Расскажи, что получилось» по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO. | Январь 2023 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
12. | Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. | Февраль 2023 | Учителя-дефектологи |
13. | Педагогическая диагностика качества усвоения проекта | Февраль 2023 | Учителя-дефектологи
|
14. | Выступление на групповом родительском собрании» Итоги реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». | Апрель 2023 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
15. | Анализ реализации педагогического проекта. | Апрель 2023 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
16. | Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании. | Апрель 2023 | Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |
17. | Творческий отчет по результативности реализации проекта на заседании педагогического совета. | Май 2023 |
Учителя-дефектологи, педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования |