Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»

 

Управление по образованию, спорту и туризму

Смолевичского райисполкома

Государственное учреждение образования

« Детский сад № 7 г. Смолевичи «Буслик»

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию, спорту и туризму Смолевичского райисполкома

____________А.А. Халенкова

«___» ________________ 2022

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

Государственного учреждения образования «Детский сад № 7
г. Смолевичи «Буслик»

_____________ О.Н. Пекарь

«___» ________________ 2022

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Срок реализации: 2022 – 2024

Руководитель

педагогического проекта:

Сапронова Ольга Сергеевна,

Заместитель заведующего
по основной деятельности

тел.: 8(01776)43983

Е-mail: ds7@smoledu.by

 

Общие сведения

Государственное учреждение образования «Детский сад № 7 г. Смолевичи «Буслик».

Тема «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Сроки реализации педагогического проекта: 2022 – 2024 гг.

Сведения о руководителе учреждения образования: Пекарь Ольга Николаевна, заведующий детского сада, 8 (01776) 44 960 ds7@smoledu.by

Сведения о руководителе педагогического проекта: Сапронова Ольга Сергеевна, заместитель заведующего по основной деятельности, 8(01776)43983, ds7@smoledu.by.

Сведения об участниках реализации педагогического проекта: учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования, воспитанники
их родители (законные представители), педагоги учреждения образования.

Актуальность проекта

В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.

Исследования, посвященные проблеме изучения
и коррекции недоразвития речи, показывают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику.  Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Коррекция тяжелых нарушений речи должна осуществляться педагогами в процессе многоаспектного воздействия, направленного
на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.

Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами учреждения дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.

Конструирование относится к одному из ведущих
и предпочитаемых детьми видов детской деятельности,
оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя
с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики. Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.

Для использования в коррекционнойй работе с детьми с ТНР нами выбрана образовательная технология LEGO-конструирования как вид творческо-продуктивной деятельности, обеспечивающей развитие психических процессов и мелкой моторики рук, а также способствующей речевому развитию дошкольников. Применение LEGO-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности детей с ТНР — формированию ориентировки, планированию, реализации речевого плана, контролю за качеством речи.

Основой применения LEGO-технологии при работе с детьми с ТНР  заключается то, что обучение детей с ТНР направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой
и операционально-технической ее сторон. Замысел, реализуемый
в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

Использование LEGO-технологии в обучающем процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. В процессе конструирования совместно с ребёнком, педагог может эффективно отрабатывать с ребёнком грамматические конструкции, например, согласование числительных
с существительными («сколько в твоём домике окошек?»).

Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения или сказки.

Цель проекта

Создание условий для коррекциии речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.

Задачи проекта

— коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи;

— развитие речевой деятельность детей;

— развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторную координацию.

Теоретическое обоснование педагогического проекта

LEGO-конструирование не простой вид игровой и учебной деятельности, он требует к себе особого внимания и подготовки педагога и воспитанников.

Организация занятий по LEGO-конструированию имеет ряд особенностей. Т.В. Лусс рекомендует, перед началом использования LEGO на занятиях по конструированию провести серию спонтанных игр, используя LEGO — элементы, так как велико желание каждого ребенка потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.

В материально-техническом плане для работы с конструкторами LEGO должно быть: удобное помещение для проведения индивидуальных и групповых форм работы; удобная мебель (столы
и стулья, регулируемые под индивидуальные особенности ребенка, шкафы и полки для хранения игровых пособий, ковѐр); необходимое игровое оборудование (наборы LEGO-конструкторов, желательно чтобы каждый комплект был в двойном экземпляре (для образца
и для конструирования).

В методическом плане: наличие программы по LEGO-конструированию; учебно-методические планы реализации программы; индивидуально-образовательные маршруты детей; конспекты занятий для детей разного возраста и развития; наличие квалифицированных специалистов.

Обязательным условием является личная заинтересованность
и активное участие родителей в реализации коррекционных задач.
При тесном и плодотворном сотрудничестве мы можем отмечать
не только динамику в речевом развитии детей, но и динамику отношения родителей к детям, они усваивают правильный стиль общения
с ребенком, основные приемы работы для самостоятельного проведения занятий дома.

Важный аспект организации занятий LEGO-конструированию –
это учет возрастных особенностей детей. Он находит свое отражение
в содержании занятий и является одним из решающих условий
по ограничению во времени. Вторым важным условием по ограничению времени является состояние здоровья ребенка (физического
и психического)

Модель будущего образовательного процесса:

Создание в учреждении дошкольного образования условий
для коррекциии речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.

 

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта:

п/п

Критерии Показатели Диагностический инструментарий
1. Повышение качества дошкольного образования — развитие у детей сенсорных представлений;

— развитиее памяти, внимания, мышления;

заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности

Беседы,

карточки анализа занятия, диагностический материал

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов — рост уровня профессиональной компетентности педагогов в коррекциии речевых нарушений воспитанников

— интерес к инновационной деятельности со стороны педагогов, не включенных в творческую группу

— удовлетворенность педагогов результатам и ходом внедрения проекта

Анкетирование,

наблюдение за деятельностью, опрос,
самоанализ деятельности

3. Удовлетворенность партнерским взаимодействием участников педагогического проекта. Положительная динамика удовлетворенности деятельностью учреждения дошкольного образования

со стороны законных представителей воспитанников

Анкетирование,

наблюдение во время участия родителей в совместных мероприятиях,

интервьюирование

4. Повышение качества управления инновационными процессами в учреждении дошкольного образования Улучшение организационно-педагогических

условий для реализации проекта;

-повышение уровня обеспеченности программно-методическими разработками и другой документацией, способствующей непрерывному и систематическому повышению квалификации педагогов;

-рост удовлетворённости педагогов содержанием своей профессиональной деятельности;

 

Мониторинг, анкетирование,

опрос,

оценочные шкалы

5. Распространение педагогического опыта Участие членов педагогического коллектива – участников педагогического проекта в семинарах, конференциях

и других научно-практических мероприятиях по теме проекта;

Распространение педагогического опыта

Список использованных источников

 

  1. Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ТНР — М.: Адукацыя і выхаванне, 2010
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
  3. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000
  4. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001
  5. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002.
  6. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996
  7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

Государственного учреждения образования «Детский сад № 7
г. Смолевичи «Буслик»

__________ О.Н. Пекарь

«___» ___________ 2022

 

Программа реализации педагогического проекта

«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»
Срок реализации: 2022 – 2024

Первый этап: подготовительный

 

Содержание работы Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы Самоконтроль

(формы, сроки)

Прогнозируемые результаты
с педагогами с воспитанниками
1 Разработка и утверждение тематичес-кого плана, подбор методичес-кого сопровожде-ния, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанни-ков Проведение промежуточ-ных мониторин-говых исследований для выяснения динамики достижений и уровня развития воспитанников 1.Анкетирова-ние родителей воспитанников для выявления потребностей воспитанников и их родителей, определение отношения родителей к ходу педагогического проекта.

2.Проведение педсоветов, семинаров, заседаний творческой группы

Май 2023,

отчет на педагоги-ческом совете

выявление нарушений речевой деятельности воспитанников установление эмоциональ-ного контакта ребенка
и педагога, укрепление интереса, желания
и мотивации
к занятиям

Второй этап: внедренческий

 

Содержание работы Информационное, методическое обеспечение работы Самоконтроль

(формы, сроки)

Прогнозируемые результаты
с педагогами с воспитанниками
2 1.Реализация тематического плана

 

Проведение экскурсий
с детьми и их родителями
с целью расширения кругозора
о различных профессиях
1.Пополнение страницы официального сайта новостями

о проводимых мероприятиях

в данном направлении

2. Оформление информационных материалов для родителей – буклеты, памятки, папки-передвижки

Сентябрь 2023-

май 2024,

сообщения на педагогических советах

Правильно сформированная речь детей

 

Третий этап: рефлексивный (оценочный)

 

Содержание работы Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы Самоконтроль

(формы, сроки)

Прогнозируемые результаты
с педагогами с воспитанниками
3 1.Обобщение опыта работы.

2. Проведение недели мастер-классов по теме «LEGO-конструирование».

 

1.Просмотр видеороликов, развивающих мультфильмов по теме «Как тигренок рычать учился»

с целью расширения кругозора детей.

3. Выставка поделок «Путешествие в мир LEGO»

1. Представление опыта работы для педагогов Смолевичского района.

2. Пополнение страницы официального сайта новостями

о проводимых мероприятиях

в данном направлении с целью ознакомления общественности.

3. Публикации о результативности педагогического проекта в СМИ.

Сентябрь 2024,

сообщение на педагогических советах

Создание в учреждении дошкольного образования условий
для коррекциии
речевых нарушений
воспитан-ников с тяжелыми нарушениями речи через использование образователь-ной LEGO-технологии

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

Государственного учреждения образования «Детский сад № 7
г. Смолевичи «Буслик»

__________ О.Н. Пекарь

«___» ___________ 2022

 

 

Календарный план реализации педагогического проекта

«Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей с особенностями психофизического развития»

на 2022/2023 учебный год

 

п/п

Мероприятия Сроки Ответственный
1. Подбор научно-методической литературы, статей, интернет — ресурсов по теме LEGO-конструирования Сентябрь 2022 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
2. Изучение образовательной LEGO-технологии Сентябрь 2022. Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
3. Составление плана реализации мероприятий проекта Сентябрь 2022 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
4. Создание картотеки по лексическим темам с краткой аннотацией. Сентябрь 2022 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
5. Проведение диагностики речевых нарушений. Сентябрь 2022 Учителя-дефектологи
6. Выступление на родительских собраниях по теме «Цели и задачи реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сентябрь 2022 Учителя-дефектологи
7. Практикум для родителей «Развиваем фонематический слух». Октябрь 2022 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
8. Практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики дома» Декабрь 2022 Учителя-дефектологи
9. Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. В течении срока реализации Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
10. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. Декабрь 2022 Учителя-дефектологи
11. Проведение речевой игры «Расскажи, что получилось» по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO. Январь 2023 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
12. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. Февраль 2023 Учителя-дефектологи
13. Педагогическая диагностика качества усвоения проекта Февраль 2023 Учителя-дефектологи

 

14. Выступление на групповом родительском собрании» Итоги реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Апрель 2023 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
15. Анализ реализации педагогического проекта. Апрель 2023 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
16. Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании. Апрель 2023 Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования
17. Творческий отчет по результативности реализации проекта на заседании педагогического совета. Май
2023
Учителя-дефектологи,
педагог-психолог, воспитатели дошкольного образования