ение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него «устаёт» голос, а «уставший» голос звучит «тяжело» не выразительно. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.
Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
Дети уже в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки «разогревают» певческий аппарат, с их использованием легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Несколько советов взрослым,
как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:
-пойте не громко;
-пойте не очень быстро и не слишком медленно;
-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные;
-пойте спокойно, ласково, тихо;
весёлые песни — оживлённо;
-пойте чаще;
-разучивайте песни «с голоса»;
Помните! Чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Охрана голоса и температурный режим голосового аппарата:
- не кричите;
- одевайтесь соответственно погодным условиям;
- не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом;
- не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен);
- когда вы простужены, ваша слизистая оболочка воспалена, петь нельзя;
- перед выступлением нужно обязательно распеться – разогреть голосовой аппарат и привести его в рабочее состояние;
- не подвергайте голосовой аппарат резкой смене температуры – не пейте в жару холодные напитки;
- после горячего чая не выходите на мороз. Желаю вам хорошего голоса и хорошего настроения!
Игры на формирование певчески-правильного дыхания:
«Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
«Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
«Нарисуй мелодию!»
Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста». Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно.
Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно.
«Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки.
Но говорить их просто так скучно и неинтересно.
Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:
- Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
- Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» — высоко, то «находясь под землей» — низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» — повышаем высоту звука.
- Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.
Не забываем так же о навыке отрывания рта:
- «Машинка заезжает в гараж»
- Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».
Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-kusstvo/library/2019/04/23/kak-sohranit-detskiy-pevcheskiy-golos
Музыкальный руководитель: Гаращенко Е.В.