Консультации для родителей будущих первоклассников

«Надо ли ребенка готовить к школе?»

Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить. родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.

А что важнее? Что надо делать в первую очередь?

Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.

Школьные успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается задолго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы завтрак съедался без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.

В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к тому, знает ребенок буквы алфавита, или умеет ли он считать до ста.

Всем знаком период в жизни детей –  так называемый «период почемучек». Очень важно в это время не отмахиваться от детских «почему?», не смотря на всю нашу занятость. Иначе за молчанием в ответ на вопросы детей возникает пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.

На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

Каждый детский сад работает по своей программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Родителям необходимо знать, по какой именно программе работает их детский сад, потому как настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, далее, в школе. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ребенок может быть неподготовленным к обучению в общеобразовательной школе.

В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы. Но в своем большинстве эти курсы на платно-договорной основе..

Кроме этого, во многих городах имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Называются такие школы по-разному: «Школа радости», «Дошколенок», «Малышок», «Школа активного развития», «Школа раннего развития» и так далее. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах платное.

Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от них зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто наполняют малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

«Шестой год: рука готовится к школе»

Выпускной год в «дошкольном университете» — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь спе­циальными «диагностиками», определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в «решающий годовой этап» следует позаниматься.

Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах «неготовности», к которым относятся чрезмер­ная игривость, инфантильность, недостаточная самостоя­тельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная ру­ка, неточные движения, нескоординированность их.

Специалисты предупредят, что муштрой, «дрессиров­кой» помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.

Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соот­ветствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет…

Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тон­кой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здо­ровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных осо­бенностей и возможностей.

Упражнения на развитие ручной умелости «прописы­ваются» обычно каждому. На шестом году жизни дети со­вершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) спо­собы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересы­пания, складывания, используя такие материалы, как тка­ни, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инстру­менты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линей­ки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки,

лопаты.

Кроме практических умений, развивают способно­сти, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо со­вершить и в какой последовательности, стремление участ­вовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.

В любой детской полезной деятельности, называемой «продуктивной», в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускула­тура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интере­суются счетом, чтением и письмом, овладевают этими уме­ниями успешно и с интересом, особенно на играх и материа­лах Монтессори. Но так как для письма, имеющего слож­нейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные коор­динации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.

Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить бук­вы, цифры.

Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисова­ния, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык «запо­минал» графический облик слова лучше, чем глаза.

Доктор М. Монтессори также предложила «ручное» и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику спе­циального рисования и штрихования (рис. 35). Все обуче­ние графической речи она разработала как игровое обуче­ние новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.

Детям всегда интересно изготовить что-то предметное «весомое, зримое», и потому открывается «книгоиздательст­во» и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто «интервью» берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чте­ние, когда заинтересуются печатной машинкой или «печа­танием» букв на основе штампов, печатей.

Ребенок развивается успешнее, если у него есть возмож­ность учить более младшего, слабого, помогать ему. «Уча другого, учусь сам» — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль «маленького учителя». Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточ­но свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житей­ских задач, в «самопрезентации» и самозащите: и в словес­ной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).

Почти идеальный образ такого «подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель  Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа «Филиппок» сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой  сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тя­желую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого заме­шательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами «наводящи­ми» совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и «ф» с «х» путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он «страсть какой бедовый» (в значении «сообразительный»), в школу его записал. Не знающего даже азбуки, не умею­щего свое имя написать, по годам не доросшего до школь­ника?!

Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за само­стоятельность, за высокую степень школь­ной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе («самопрезентация»), за умение находить дру­зей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.

Литература

1. Любина, Г.А.,  Желонкина, О.В.   Рука развивает мозг.    Мн.,  2002

«Часто задаваемые вопросы»

ВЫ  СПРАШИВАЕТЕ – МЫ  ОТВЕЧАЕМ

 

Вы спрашиваете Мы отвечаем
1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?     Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

РОДИТЕЛЯМ важно знать уровень сформированного у ре­бенка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Соз­нательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельно­сти, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Рас­скажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку на учебу в школе

2. Насколько важна физическая готов-ность ребенка к обучению в школе?       Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недоста­точности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности, Из-за недостаточности развития «мышц ловких» у ребенка возникают описки, пропуски букв
3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

 

 

 

 

 

 

Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т, е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятель­ность ребенка: внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запо­минать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами

 

4. В чем различие взаимоотношений в системе «ребе­нок — педагог» в детском саду и школе?

 

При поступлении в школу у ребенка изменяется систе­ма отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и ин­дивидуальными. В школе ребенок оценивается по вы­полненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе

5. Какие советы вы можете дать по воспитанию «чув­ства долга»

у дош­кольника?

        Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывает­ся не окриком: «Ты должен… сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в от­вет на наше чувство, на нашу любовь и понимание
6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?        Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Огра­ничения должны вводиться безоговорочно. И следует твердо придерживаться относительно принятого реше­ния. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ре­бенком впечатления от увиденного
7.  Почему не все дети одинаково овладевают чтени­ем, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в шко­ле их учит один и тот же учитель?        Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но глав­ная — у ребенка недостаточно развита речь, фонемати­ческий слух в частности. К концу дошкольного возрас­та ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно расска­зать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы, Их очень любят дошкольники. Они значительно совер­шенствуют речь ребенка, которая в старшем дошколь­ном возрасте становится основой перестройки психи­ческих процессов, орудием мышления

 

Литература

1. Катко А.Н.  Содержание и технологии  проведения  семинарских  занятий  с  педагогами.–Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.