«Надо ли ребенка готовить к школе?»
Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить. родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.
А что важнее? Что надо делать в первую очередь?
Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.
Школьные успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается задолго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы завтрак съедался без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.
В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к тому, знает ребенок буквы алфавита, или умеет ли он считать до ста.
Всем знаком период в жизни детей – так называемый «период почемучек». Очень важно в это время не отмахиваться от детских «почему?», не смотря на всю нашу занятость. Иначе за молчанием в ответ на вопросы детей возникает пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.
На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.
Каждый детский сад работает по своей программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Родителям необходимо знать, по какой именно программе работает их детский сад, потому как настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, далее, в школе. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ребенок может быть неподготовленным к обучению в общеобразовательной школе.
В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы. Но в своем большинстве эти курсы на платно-договорной основе..
Кроме этого, во многих городах имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Называются такие школы по-разному: «Школа радости», «Дошколенок», «Малышок», «Школа активного развития», «Школа раннего развития» и так далее. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах платное.
Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от них зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто наполняют малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.
«Шестой год: рука готовится к школе»
Выпускной год в «дошкольном университете» — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными «диагностиками», определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в «решающий годовой этап» следует позаниматься.
Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах «неготовности», к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их.
Специалисты предупредят, что муштрой, «дрессировкой» помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.
Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет…
Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.
Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.
Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Упражнения на развитие ручной умелости «прописываются» обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки,
лопаты.
Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.
В любой детской полезной деятельности, называемой «продуктивной», в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.
Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом, особенно на играх и материалах Монтессори. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.
Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры.
Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисования, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык «запоминал» графический облик слова лучше, чем глаза.
Доктор М. Монтессори также предложила «ручное» и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику специального рисования и штрихования (рис. 35). Все обучение графической речи она разработала как игровое обучение новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.
Детям всегда интересно изготовить что-то предметное «весомое, зримое», и потому открывается «книгоиздательство» и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто «интервью» берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или «печатанием» букв на основе штампов, печатей.
Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. «Уча другого, учусь сам» — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль «маленького учителя». Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.
Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в «самопрезентации» и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).
Почти идеальный образ такого «подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа «Филиппок» сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами «наводящими» совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и «ф» с «х» путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он «страсть какой бедовый» (в значении «сообразительный»), в школу его записал. Не знающего даже азбуки, не умеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!
Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе («самопрезентация»), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.
Литература
1. Любина, Г.А., Желонкина, О.В. Рука развивает мозг. Мн., 2002
«Часто задаваемые вопросы»
ВЫ СПРАШИВАЕТЕ – МЫ ОТВЕЧАЕМ
Вы спрашиваете | Мы отвечаем | |
1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»? | Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
РОДИТЕЛЯМ важно знать уровень сформированного у ребенка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку на учебу в школе |
|
2. Насколько важна физическая готов-ность ребенка к обучению в школе? | Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности, Из-за недостаточности развития «мышц ловких» у ребенка возникают описки, пропуски букв | |
3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
|
Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т, е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами |
|
4. В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок — педагог» в детском саду и школе? |
При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе |
|
5. Какие советы вы можете дать по воспитанию «чувства долга»
у дошкольника? |
Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга» главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен… сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на наше чувство, на нашу любовь и понимание | |
6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника? | Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И следует твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного | |
7. Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель? | Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная — у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы, Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления |
Литература
1. Катко А.Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами.–Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.