Характерная для летнего периода повышенная температура как на открытой местности, так и в помещениях может негативно отразиться на состоянии здоровья людей, в первую очередь пожилых и детей. В последние годы возросла интенсивность и частота проявления аномальной жары, что повышает риск возникновения тепловой болезни, теплового удара, обострения хронических заболеваний у воспитанников группы здоровья.
Какие же мероприятия в преддверии летнего периода необходимо провести и как организовать работу детского сада в жаркую погоду?
Работа детского сада летом: проветривание помещений
Конечно, проветривать помещения дошкольной образовательной организации необходимо в любое время года, но летом это особенно актуально. Работа детского сада летом, если в здании по проекту не предусмотрена механическая приточная вентиляция (а таких детских садов большинство), невозможна без частого проветривания помещений.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 мин через каждые 1,5 ч.
При этом следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание (как правило, проводится во время прогулки воспитанников).
Помимо регулярного сквозного проветривания в жаркую погоду необходимаширокая односторонняя аэрация (организованный естественный воздухообмен) всех помещений (разумеется, в присутствии детей). Работа детского сада летом подразумевает проведение тихого часа с открытыми окнами спальни (с одной стороны).
Перед началом летнего сезона необходимо проверить исправность форточек и фрамуг, предусмотренных конструкциями окон, наличие фрамужных шнуров, запирающих и предохранительных механизмов во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей, пересмотреть график проветривания помещений в детском саду.
Если в помещениях детского сада проводится замена окон, то необходимо проконтролировать, чтобы новые оконные блоки в точности повторяли конструкцию окон, предусмотренную проектом здания в части расположения, количества, площади и плоскости открытия створок, фрамуг и форточек. Грубым нарушением законодательства, при котором дальнейшее функционирование дошкольной образовательной организации не допускается, является замена даже части окон блоками с «глухими», не открывающимися, створками.
Дело в том, что при проектировании здания дошкольной образовательной организации обязательно проводился расчет кратности воздухообмена в помещениях, и любые изменения, внесенные в конструкцию окон, могут нарушить воздухообмен в помещениях.
Кроме того, новые окна обязательно должны иметь каналы или специальные воздушные клапаны для притока свежего воздуха (это особенно важно при отсутствии механической приточной вентиляции).
Как организовывается работа детского сада летом, а также требования к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах приведены в приложении 2.
Работа детского сада летом: солнцезащита помещений
Для помещений детского сада, имеющих южную, юго-западную и западную ориентации окон, необходима солнцезащита. Лучше всего для этой цели подходят светлые шторы, не пропускающие прямые солнечные лучи, но хорошо их рассеивающие, а также жалюзи. Напомню, что правильно устроенные жалюзи при отсутствии прямых солнечных лучей должны полностью раздвигаться в межоконные промежутки, оставляя открытой 100% площади световых проемов окон.
Воспитатели должны следить за тем, чтобы солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи) были закрыты в солнечную погоду и полностью раскрыты при отсутствии прямых солнечных лучей, поскольку жалюзи и шторы снижают естественную освещенность помещений и нарушают циркуляцию воздуха и при проветривании, и за счет естественной инфильтрации (притока) воздуха через закрытые окна.
Работа детского сада летом предусматривает использование в спальных помещениях более плотных штор, которые нужно обязательно закрывать во время дневного сна детей.
Меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.
Использовать в группах тюлевые шторы и ламбрекены запрещено, поскольку они не выполняют солнцезащитную функцию и при этом существенно уменьшают естественную освещенность помещений.
Работа детского сада летом:
как проводить занятия на улице и в помещениях
Работа детского сада летом, в жаркую погоду, предполагает увеличение продолжительности прогулок. В ряде случаев будет оправданно изменение времени проведения прогулки (перенос ее на другое время, когда инсоляция групповой площадки меньше). Физическую нагрузку следует по возможности ограничивать, т. к. она способствует перегреванию организма. Лучше проводить на свежем воздухе обучающие занятия с воспитанниками.
За счет регулярного полива территории дошкольной образовательной организации можно создать комфортные условия для прогулок детей на групповых площадках.
При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее двух раз в день.
Солнцезащита территории детского сада не менее важна. Теневые навесы на участках должны быть оборудованы. Большую роль в защите воспитанников от перегревания играет благоустройство и рациональное озеленение участков.
Как правило, в летний период функционируют не все группы детского сада, поэтому есть возможность выбрать для прогулок наиболее затененные игровые площадки.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.
Работа детского сада летом
Сокращение численности воспитанников в летний период также позволяет перевести детей из избыточно инсолируемых помещений в групповые, ориентированные на северные и западные стороны.
Некоторые занятия с детьми можно проводить в физкультурном или актовом зале при наличии там условий для создания более комфортного микроклимата. Если есть возможность перевести детей в помещение, оборудованное кондиционером, нужно следить, чтобы терморегулятор кондиционера не был установлен на минимальную температуру, а воспитанники не находились в зоне воздушного потока от кондиционера.
Понизить температуру в помещениях можно за счет частого проведения влажной уборки. В спальне влажная уборка должна быть проведена не менее чем за 30 мин до сна детей. Большое количество комнатных растений тоже позволяет оптимизировать микроклимат в помещениях.
Безопасность ребенка в дошкольном образовательном учреждении: питьевой режим
В жаркую погоду многократно возрастет потеря жидкости организмом, поэтому потребность в питьевой воде может увеличиться до нескольких литров в сутки сверх обычной нормы. Если температура воздуха поднимается до уровня температуры человеческого тела и выше, усиливается потоотделение - это единственный способ, позволяющий организму снизить температуру тела. Летом потери жидкости с потом могут составлять до 2 л в час.
В связи с этим работа детского сада летом должна быть организована таким образом, чтобы и в группах, и на прогулке дети были обеспечены достаточным количеством качественной питьевой воды. Достаточным считается количество, которое удовлетворяет потребность всех детей в воде. Многие дети часто до последнего (иногда вплоть до теплового удара) забывают о питье, поэтому воспитанникам нужно регулярно предлагать воду. Питьевая вода должна храниться в тени и быть не слишком теплой и не слишком холодной (не из холодильника).
При перегревании организма заметно снижается основной обмен веществ, тормозится течение окислительных процессов в клетках. В результате потребность в энергии (калорийность суточного рациона питания) снижается примерно на 5% относительно рекомендуемых средних норм. Поэтому рацион питания в жаркую погоду должен содержать достаточное количество жиров. Что же касается белков, то рекомендуется, не уменьшая общего количества полноценного белка, несколько повысить удельный вес белков животного происхождения. В рацион питания детей рекомендуется включать больше, чем обычно, свежих овощей и фруктов.
Высокая температура ускоряет развитие витаминной недостаточности, так как витамины, особенно водорастворимые (B1, В2, B6, С и РР), выводятся из организма вместе с потом. Поэтому в жаркую погоду особенно важна витаминизация блюд в детском саду или использование в питании обогащенных продуктов. Рацион питания должен содержать достаточное количество поваренной соли. Это не значит, что блюда нужно больше солить — вполне достаточно количества соли, предусмотренного действующими сборниками рецептур.
При высокой температуре уменьшается слюноотделение, поэтому слишком сухие или вязкие блюда включать в меню воспитанников не рекомендуется. Благоприятно сказывается на самочувствии дошкольников употребление кислых прохладных напитков (компотов, соков, кисломолочных напитков), которыми лучше заменить горячие напитки (чай, кофейный напиток).
Все указанные мероприятия по организации работы детского сада летом следует утвердить соответствующим приказом заведующего.
Безопасность ребенка в дошкольном образовательном учреждении: оказание первой помощи
Перегревание, которое сегодня принято называть тепловой болезнью, может проявляться самыми различными нарушениями состояния организма: тепловыми судорогами (возникающими обычно в ногах), тепловой сыпью, тошнотой, рвотой, головной болью, усталостью, вялостью, разбитостью, тревогой.
Тепловой удар является наиболее тяжелой формой тепловой болезни (перегревания). К симптомам теплового удара относятся: температура тела выше 41,1 °C, наличие неврологических симптомов (тошнота, головная боль, потемнение в глазах, покраснение лица, потеря сознания и др.). Тепловой удар нередко приводит к летальному исходу.
Факторы риска возникновения тепловой болезни: перенесенная накануне вирусная инфекция, обезвоживание, усталость, ожирение, недостаток сна, плохая физическая подготовка, а также плохая акклиматизация.
Летом дети особенно подвержены риску теплового удара в связи с неэффективным потоотделением, высокой скоростью обмена веществ и неспособностью детей заботиться о себе и контролировать окружающую среду.
Охлаждение и восполнение потери жидкости являются наиболее важными составляющими профилактики и лечения тепловой болезни и теплового удара.
Работа детского сада летом должна быть организована так, чтобы при появлении у воспитанников признаков теплового удара на место происшествия немедленно прибыл врач.
Доврачебная помощь заключается в том, что пострадавшего укладывают в тени или в хорошо проветриваемом помещении, расстегивают воротник, снимают обувь. К голове, а также на области крупных сосудов (боковые поверхности шеи, подмышки, паховые области) прикладывают смоченные холодной водой полотенца (салфетки) или пузыри со льдом. Либо пострадавшего обертывают мокрой простыней и обдувают холодным воздухом, так как испарение воды из простыни несколько снизит температуру тела. Жажду утоляют холодной водой. При потере сознания более чем на 3–4 мин пострадавшего поворачивают на бок. При остановке дыхания проводится искусственное дыхание.
Врачебная помощь будет заключаться во внутривенном введении растворов электролитов, применении глюкокортикоидов, нестероидных противовоспалительных средств (парацетамола), производных бензодиазепина, медицинского кислорода.
Приложение 1
Памятка для работающих
в условиях повышенной температуры воздуха
1. Для профилактики перегревания организма (гипертермии) необходимо организовать рациональный режим работы. При работах на открытом воздухе и температуре наружного воздуха 35 °C и выше продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15–20 мин с последующей продолжительностью отдыха не менее 10–12 мин в охлаждаемых помещениях. При этом допустимая суммарная продолжительность термической нагрузки за рабочую смену не должна превышать 4–5 ч для лиц, использующих специальную одежду для защиты от теплового излучения и 1,5–2 ч для лиц без специальной одежды.
2. В помещении, в котором осуществляется нормализация теплового состояния человека после работы в нагревающей среде, температуру воздуха во избежание охлаждения организма вследствие большого перепада температур (поверхность тела — окружающий воздух) и усиленной теплоотдачи испарением пота следует поддерживать на уровне 24–25 °C.
3. Работа при температуре наружного воздуха более 37 °C по показателям микроклимата относится к опасным (экстремальным). Не рекомендуется проведение работ на открытом воздухе при температуре свыше 37 °C. Следует изменить порядок рабочего дня, перенося такие работы на утреннее или вечернее время.
4. Для защиты от чрезмерного теплового излучения необходимо использовать специальную одежду или одежду из плотных сортов ткани. Рекомендуется допускать к такой работе лиц не моложе 25 и не старше 40 лет.
5. В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется правильно организовать и соблюдать питьевой режим. Питьевая вода должна быть в достаточном количестве и в доступной близости. Рекомендуемая температура питьевой воды, напитков, чая 10–15 °C. Для оптимального водообеспечения рекомендуется также возмещать потерю солей и микроэлементов, выделяемых из организма с потом, предусмотрев выдачу подсоленной воды, минеральной щелочной воды, молочно-кислых напитков (обезжиренное молоко, молочная сыворотка), соков, витаминизированных напитков, кислородно-белковых коктейлей.
6. Пить воду следует часто и понемногу, чтобы поддерживать хорошую гидратацию организма (оптимальное содержание воды в организме, которое обеспечивает его нормальную жизнедеятельность, обмен веществ). При температуре воздуха более 30 °C и выполнении работы средней тяжести требуется выпивать не менее 0,5 л воды в час — примерно одну чашку каждые 20 мин.
7. Для поддержания иммунитета и снижения интоксикации организма рекомендуется при возможности употребление фруктов и овощей.
Приложение 2
Требования к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах
Помещения | t © — не ниже | Кратность обмена воздуха в 1 час | |||
---|---|---|---|---|---|
В I, А, Б, Г климатических районах | В других климатических районах | ||||
приток | вытяжка | приток | вытяжка | ||
Приемные, игровые ясельных групповых ячеек | 22 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек | 21 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Спальни всех групповых ячеек | 19 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Туалетные ясельных групп | 22 | — | 1,5 | — | 1,5 |
Туалетные дошкольных групп | 19 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Помещения медицинского назначения | 22 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Залы для музыкальных и гимнастических занятий | 19 | 2,5 | 1,5 | — | 1,5 |
Прогулочные веранды | 12 | По расчету, но не менее 20 м³ на 1 ребенка | |||
Зал с ванной бассейна | 29 | ||||
Раздевалка с душевой бассейна | 25 | ||||
Отапливаемые переходы | 15 |