Домашний оркестр

Замечено, что дети очень любят музыкальные игрушки. С  их помощью музыка проникает в быт семьи. Как же правильно их использовать дома?

Дети хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, понимают красоту звуков. Родителям необходимо помогать развитию музыкальных способностей ребёнка  не только на музыкальных занятиях, но и с помощью музицирования дома.

Взрослые могут исполнять знакомые для детей мелодии, а дети слушать. Постарайтесь выбрать мелодию, где нет больших интервалов и скачков, исполняйте в медленном темпе, чтобы ваш ребёнок мог следить за вашим исполнением. Ребёнок может присоединиться к вам, а затем попробовать исполнить мелодию самостоятельно. Самостоятельная музыкальная  деятельность развивает музыкальные и творческие способности дошкольника.

Перечень музыкальных игрушек: колокольчики, погремушки, музыкальная шкатулка, шарманка, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка ,деревянные ложки ит.д.

 

Кухонная посуда тоже может стать музыкальным инструментом.

  1. Ложки, лучше взять деревянные, ударять ими в нужном ритме об ладонь.
  2. Кастрюля, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, может стать барабаном.
  3. Алюминиевая кастрюля, по дну которой можно не сильно бить ковшиком или ложкой.
  4. Если вам нравится экспериментировать, то попробуйте  подыграть себе;

— на стаканах,

— тёрке,

— тарелках,

— крышках от кастрюль и т.д.

«ИГРЫ ЗВУКАМИ — ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так — фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» — такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь … А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка — это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки — не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки — это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.

ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Для гармоничного развития малышей в возрасте полутора-двух с половиной лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо — инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд — облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие- либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий  и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:

1. Шуршалки из пластиковой бутылки малого размера.

Из бутылок сок допили,

На полоски разделили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

2.Музыкальный браслет. Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.

                Пуговицы нашли в квартире

         И к резиночке пришили.

      Удивить хотим мы вас,

       И сыграем вам сейчас!

3. Погремушки из пластиковой бутылки малого и больших размеров. Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

Из бутылок сок допили,

В погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

4. Цветные трещотки. Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им  сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.

               Все фломастеры отсохли,

                  Крышки склеили дорожкой.

          Удивить хотим мы вас,

           И сыграем вам сейчас!

5.Музыкальные ключи. Собрать, примерно 5-6 штук плоских  ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.

                   Мы ключи нашли в квартире,

           И к брелочку прицепили

        Удивить хотим мы вас,

        И сыграем вам сейчас!

6. Колотушки. Изготавливаются, склеив клеем Титан  две посудки от йогурта, предварительно положить внутрь один орех фундука. Внешне также оформить узорами из самоклеящейся  цветной бумагой.

               Йогурт — вкусненькая штучка,

      Из посудки — колотушка.

   Удивить хотим мы вас,

   И сыграем вам сейчас!