ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи, основной целью работы которого является оказание учителем-дефектологом коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим легкие нарушения речи.
-
Отличия ПКПП от группы для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в группе для детей с ТНР.
В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании занятий групп нет времени, специально отведенного для занятий в ПКПП, поэтому учителю-дефектологу приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению учебной программы дошкольного образования.
Основными формами организации работы с детьми в ПКПП являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20 минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Учитель-дефектолог в ПКПП вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада.
Нет тесной взаимосвязи с воспитателями дошкольного образования, которые работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
На учителя-дефектолога в группе для детей с ТНР приходится 12 детей (при условии соблюдения нормы), состав детей не меняется в течение года. В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у учителя-дефектолога занимается более 24 детей.
В группе для детей с ТНР дети имеют, в основном, одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В ПКПП одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты), что усложняет работу учителя-дефектолога.
Как правило, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее группу для детей с ТНР, зачастую лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие ПКПП в учреждении дошкольного образования.
Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?
Согласно Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи, утвержденному постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 с изменениями и дополнениями зачисление детей в ПКПП (при наличии мест) осуществляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя несовершеннолетнего.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).В первую очередь зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу, т.е. воспитанники старшей группы, а также те, кто не закончил занятия с учителем-дефектологом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется другие дети в порядке очередности подачи заявлений их законными представителями. Все остальные нуждающиеся в помощи ставятся на очередь.
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.
С какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?
В ПКПП зачисляются дети с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
— нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
— нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);
— грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
— заикание (лёгкая степень);
— общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
— НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или НВОНР не осложненное.Нужно ли заниматься с ребенком дома?
Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой законным представителям отводится значительная роль.
К речевому нарушению ребенка должно формироваться правильное отношение:
— не ругать за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.