«Об аутизме для родителей: новые подходы и действенные методы»
В коррекционной работе всегда ставится цель добиться для человека с аутизмом свободной и независимой жизни, что на практике означает научить возможно большему числу способов адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы: основные, которые позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно; вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).
Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже йогу. Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.
Другими наиболее типичными проблемами являются:
— неудачное сочетание методов;
— неадекватный выбор основного метода.
Факторы, которые следует учитывать при выборе подхода к
коррекции РАС
- Характер структуры дефекта.
Специфика каждого из подходов такова, что на первых этапах коррекции ставятся различные задачи, роль разных сфер психической деятельности считается ведущей. Поэтому представляется разумным применять эмоционально-уровневый подход при работе с детьми, у которых на первый план выступают аффективные нарушения, особенно, если они служат основным препятствием к общению и развитию. С другой стороны, при выраженной умственной отсталости, когда интеллектуальные нарушения играют не меньшую роль, чем эмоциональные и коммуникативные, при отсутствии у ребенка страхов контакту более логичным кажется использование поведенческих методик, которые позволяют формировать предпосылки для развития интеллекта.
- Организационные возможности.
Важно, чтобы в наличии были специалисты, владеющие методиками работы в рамках упомянутых подходов. Это условие часто оказывается невыполнимым, однако, должно соблюдаться хотя бы в некоторой степени. Имеет значение объем предполагаемой работы – например, начинать развернутую поведенческую терапию при количестве занятий, меньшем, чем 15-20 часов индивидуальной работы в неделю, представляется неразумным. Существенную роль играет то, в каких условиях будут проходить занятия – есть ли возможность выбирать их или менять по вашему усмотрению. Работа с использованием ТЕАССН-подхода и поведенческой терапии требует определенной организации пространственной среды. Если нет возможности перемещать мебель, убирать из поля зрения ребенка лишние предметы, подбирать подходящие материалы и пособия, то от систематического применения этих подходов в своей работе лучше отказаться.
Таким образом, при выборе коррекционного подхода необходимо учитывать организационные составляющие ситуации, сложившейся в том образовательном учреждении, где вы работаете.
- Возраст ребенка на момент начала коррекционной работы является
важным фактором, влияющим на решение о том, применение какого подхода наиболее адекватно. В первую очередь, учитывается психический возраст, определять который желательно не только при помощи тестов, но и опираясь на качественный анализ особенностей развития каждого ребенка, а также на уровень его социальной адаптации.
- Социальная ситуация развития.
Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации.
Основные методы коррекции РАС
Основная группа методов позволяют овладеть навыками общения,
бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно;
Эмоционально-уровневый подход
Метод предполагает установление эмоционального контакта терапевта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия. Любые элементы директивности исключаются. Предполагается, что создание мотивации к наиболее привлекательным видам деятельности повлечет за собой развитие и всех других сторон психики. Использование таких средств, как расписание на основе фотографий или табличек с надписями допускается, но считается не более чем вспомогательным средством.
Вопросам организации и социализации поведения достаточного внимания не уделяется. Метод направлен почти исключительно на энергетическую сторону психики и почти не затрагивает структурно-функциональных и онтогенетических моментов: восстановим мотивацию – а дальше все пойдет само собой.
На практике метод относительно эффективен при легких формах аутизма, хотя поведенческих проблем он не снимает где значительное место в клинической картине составляют невротические расстройства, но в случае более тяжелых нарушений результаты если и достигаются, то не скоро и значительно более скромные.
Прикладной анализ поведения
Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков
и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.
Сенсорная интеграция
Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.
Примеры сенсорной интеграции:
— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
— Танец под музыку (слуховая система)
— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная
координация)
— Вращение на стуле (баланс и зрение)
— Балансирование на перекладине (баланс)
TEACCH-программа
В случае аутизма, как и других отклонений в развитии, главной задачей комплексной коррекционной работы является возможно более полная социальная адаптация. Социализационные возможности лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:
- тяжесть, глубина аутистических расстройств;
- ранняя диагностика;
- ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
- адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной
работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;
- единство усилий специалистов и семьи.
ТЕАССН – программы, следует направлять усилия:
1) не только на адаптацию ребенка к миру (ибо в полной мере оно невозможно), но на создание соответствующих его особенностям условий существования, на раскрытие и совершенствование внутренне присущих ему черт, на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков;
2) обучение речи считается целесообразным только при IQ>50% и не расценивается как обязательное, также как и обучение академическим и профессиональным навыкам;
3) в основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию;
4) ТЕАССН – программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро добиться положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только для особых, ограниченных или искусственно созданных условий;
5) идеальным, по ТЕАССН – программе, считается развитие и жизнь в семье, так как именно семья считается «естественной средой существования» для аутичного ребенка. Обязательным является разъяснение особенностейаутизма, в том числе и невозможности вылечить аутизм, — формирование у родителей такого менталитета, который понимает аутизм не как патологию, а как особый, но равнозначный и равноценный с нормой вариант развития; обучение родителей приемам и навыкам работы с аутичными детьми и подростками, правилам ведения необходимой документации.
6) проживание аутичного ребенка в интернате считается весьма нежелательным, но если это все же неизбежно, места для проживания и
обучения четко делятся по условиям: разные педагоги и воспитатели, разный круг воспитанников, неодинаковые принципы организации коллектива (общение в свободное время, учеба или работа);
7) в программе ТЕАССН в значительно большей степени, чем в других
программах реализуется принцип преемственности: воспитанников «ведут» от дошкольного возраста к зрелости и старости через все промежуточные этапы («с колыбели до могилы»), хотя в какой-то мере это отражает малую вероятность достижения достаточного уровня адаптации к окружающему миру.
Обучение основным реакциям
Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.
The P.L.A.Y. Project
Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром.
The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям:
— программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет
— интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов
в неделю
— ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом
— необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)
— родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии
с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2.
Игровое время
Подход основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы
выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.
Вспомогательные методы коррекции РАС
Вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным. Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже массаж и гипноз.
Метод холдинг-терапии
Внешне метод выглядит просто: мать прижимает ребенка к груди так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Ребенок проходит несколько стадий: конфронтации, отвержения, сопротивления, и разрешения. Мать должна успокаивать ребенка, даже когда он вырывается из рук, кусается, плюется, царапается, гладить его по голове и говорить, как она его любит. На последней стадии сопротивление ребенка прекращается и устанавливается контакт «глаза в глаза». Однако в специальной литературе высказывается сомнение как в научной обоснованности положении о нарушении «базального доверия», так и с жестким, близким к насилию, поведением специалиста сеанса холдинг-терапии. Нежелательно также установлениесвязи насилие-обучение. Эмоционального контакта можно добиться и другим, более «мирным» путем. Холдинг-терапия – не панацея, но у этого метода есть свои сторонники и свои противники. Выбор остается за родителями.
Массаж
Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость
прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.
За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни.
Социальные истории
Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки.
Визуальная поддержка
Визуальные материалы, которые помогают демонстрировать желательное поведение или навыки самостоятельно и без подсказок. Примеры визуальной поддержки включают изображения, письменную речь, предметы, модификации окружающей среды и визуальных границ, визуальные расписания, карты, ярлыки, системы организации и временные шкалы.
Музыкальная терапия
Эксперты отмечают такие положительные результаты:
— развитие коммуникативных навыков
— мотивация к взаимодействию
— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении
— улучшение памяти и концентрации
Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца.
Пет-терапия (лечение с помощью животных)
Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.
Подготовила: учитель – дефектолог
Сапронова Ольга Сергеевна
Памятка маме
Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет
Возраст ребенка | Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии |
3-4 месяца | · с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
· начинает узнавать предметы и людей; · улыбается при звуке вашего голоса; · начинает улыбаться при общении; · поворачивает голову на звуки. |
7 месяцев | · начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
· может находить не тщательно спрятанные предметы; · изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот; · тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии; · выражает радость или недовольство голосом; · произносит наборы звуков. |
1 год | · начинает охотно подражать окружающим;
· становится очевидным, что ребёнок вас понимает; · может находить спрятанные предметы; · реагирует на «нельзя»; · изображает простые жесты, например, может указать на предмет; · «разговаривает» сам с собой на разные лады; · может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»; · реагирует на свое имя, когда к нему обращаются. |
1,5 – 2 года | · подражает поведению окружающих;
· радуется обществу других детей; · понимает многие слова; · находит тщательно спрятанные предметы; · указывает на называемые картинки и предметы; · начинает сортировать предметы по форме и цвету; · начинает играть в простые игры с воображением; · начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов; · может выполнять простые поручения; · может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки». |
3 года | · начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
· может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением; · сортирует предметы по форме и цвету; · сопоставляет предметы с картинками; · выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов; · пользуется простыми предложениями при общении; · правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»); · начинает использовать множественное число («машины», «собачки»). |
Подготовила: учитель – дефектолог
Сапронова Ольга Сергеевна
Признаки и симптомы аутизма у детей
О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.
Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм – это нарушение общего развития, которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.
Существует 3 главных признака аутизма.
Обратите внимание на:
- Поведение
- Коммуникацию
- Речевые навыки
- Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.
Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.
Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.
При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.
Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:
- Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
- Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
- Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
- Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
- Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей – фена, поварёшки
- Использует свои игрушки не по назначению – стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики
Ребенок двигается особенным способом:
- “Пархает как бабочка”, кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
- Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
- Ходит на носочках.
У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:
- Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
- Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
- Нарушается мелкая моторика – некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.
- Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.
Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.
- Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками.
- Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
- Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
- Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
- Не стремится к общению или игре с другими детьми.
- Не “замечает”, когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
- Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
- Не умеет играть в прятки, в ладушки.
- Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.
- Речевые навыки – коммуникация ребенка.
Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться “объясниться” жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.
“Нарушения общения” означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.
Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень “разговорчива”. Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.
К коммуникационным признакам аутизма относятся:
- Эхолалии – ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются “в пустоту”
- Не используют жесты и мимику
- Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
- Избегают зрительного контакта
Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).
Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.
Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.
Интегрированные группы в детском саду
Интегрированные группы в детском саду
Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике?
— Что значит «интегрированная группа»?
— Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами. Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.
— Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?
— Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.
Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.
-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?
— Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.
— А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?
— Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.
То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.
Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое).
— Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?
— Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения). С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.
-А как дети взаимодействуют между собой?
— Поначалу ребятам трудно найти контакт. Взрослые, конечно, всячески стараются помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.
— А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?
— Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.
В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.
В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей — выбора нет.
— То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?
— Да. Но количество таких групп ограничено и найти что-то возле дома непросто, поэтому многим родителям приходится возить детей через весь город.
— Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?
Для каждой категории — специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения.
— Как организовывается работа в группе с такими ребятами?
— Эти ребята требуют индивидуального подхода во всем. Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.
Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).
Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.
— Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…
— Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.
А это под силу только государству, впоследствии сделать так, чтобы красивое слово «инклюзив» было не просто словом на бумаге, а реализовалось в жизнь, тогда, возможно, и общество будет на равных принимать всех с любыми особенностями.
А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!
Подготовила: учитель- дефектолог
Сапронова Ольга Сергеевна
Советы родителям неговорящего ребенка!
Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно. Не стоит тянуть с запуском речи. В данной консультации изложено то, что вы можете сделать дома и когда нужно обратиться за профессиональной помощью.
Убедитесь, что ребенок здоров
Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обязательно посетите педиатра, отоларинголога, невролога, логопеда и пройдите необходимые исследования.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.
Создайте дома благожелательную спокойную атмосферу. Малыши чутко реагируют на изменения эмоционального климата в семье.
Начинайте прямо сейчас!
Не откладывайте начало занятий на завтра. Сегодня нужно ехать к бабушке, завтра в магазин, послезавтра в отпуск. Дни незаметно складываются в годы. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.
Советы родителям:
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Подготовила: Учитель – дефектолог
Сапронова Ольга Сергеевна
Консультация «Космос внутри. Как понять и принять ребёнка с аутизмом»
Как проявляется аутизм?
Аутизму свойствен огромный спектр симптомов и проявлений. Однако есть три основных, которые встречаются практически у всех:
Нарушения общения (отсутствие интереса или способности к контактам с другими людьми). Недостаток контакта глазами – это одна из наиболее заметных особенностей.
Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению. Людям с аутизмом помогают чувствовать себя спокойно знакомые занятия, строгая дисциплина, распорядок дня. Ритмичные однообразные движения – это способ успокоиться или сосредоточиться.
Отсутствие или задержка речи.
Среди других симптомов – острая чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам. Людям сложно разграничить значимую информацию и второстепенную, уделять внимание более чем одному действию или ощущению. Проблемы в ориентации во времени и пространстве, невозможность спланировать действия, а также ситуация ожидания или изменения планов тревожат людей с аутизмом. Они часто зацикливаются на любимой теме или занятии. Внимание к деталям и острая память бывают просто феноменальными.
«Успокойте вашего ребёнка!», «Сын, этот мальчик больной, отойди», «А это не заразно?». Поначалу – удар под дых, острая боль. Когда-нибудь станет легче. Годы уйдут на то, чтобы нарастить защитный слой родителям ребёнка, страдающего аутизмом. Хотя «страдающего» – слово неправильное. Страдаем только мы, видя, что ребёнок чем‑то отличается от других. А он свои отличия осознаёт, но живёт с ними гармонично и умеет наслаждаться жизнью. Особенно, если не мешать ему жалостью, стыдом и неприязнью.» (с)
«У меня в доме живёт семья со взрослой аутичной девочкой, – продолжает Людмила. – Я узнала об этом только через пару лет – родители практически никогда не выходят с ней на улицу. Мой сын ходит в школу, я его не стыжусь. Но что мне делать, когда случайная прохожая подходит к нему, видит, как он что‑то щебечет и напевает себе под нос, и говорит: «Ты зачем так себя ведешь, люди подумают, что ты больной»? А если больной, то что тогда? Нельзя здесь стоять или это порок какой‑то? Болезнь у нас стигматизирована, это считается чем‑то плохим и стыдным. Чуть что – сразу звучит уничижительное «ты что, глухой/слепой/дебил/даун. Нам нужно ещё много времени, чтобы понять, что человек с нарушением здоровья не чудовище, что он может быть интересным, добрым, талантливым, полезным, в конце концов» (с)
Людмила Шведова – мама 11-летнего мальчика с аутизмом.
«Внешне дети с аутизмом выглядят обычно, – говорит она, – расстройство никак не проявляется в физическом плане, поэтому окружающие думают, что неприемлемое поведение – следствие плохого воспитания. Маму осуждают все кому не лень. Ребёнок может петь или плакать, громко разговаривать, закричать, залезть в чужую сумку, схватить что‑то с полки в магазине… Окружающие считают, что они вправе подойти и высказать свои претензии. Это бесконечно больно и утомительно»…
Что можно и чего нельзя делать?
Став свидетелем истерики или непривычного, порой вызывающего поведения чужого ребёнка, не спешите с выводами о его плохом воспитании. Это часто бывает проявлением аутизма.
- Предложите помощь родителям
- Не давайте родителям советов и не критикуйте
- Поддержите родителей, если прохожие будут вмешиваться с критикой или советами
- Не говорите ребёнку, что он плохо ведёт себя, не пытайтесь его успокоить – это может только навредить
Подготовила: учитель- дефектолог
Сапронова Ольга Сергеевна
33 рекомендации родителям гиперактивных детей
Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.
Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.
Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.
Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:
1.Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.
2.Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.
3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.
4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.
5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.
6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.
7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.
8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.
9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).
10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.
11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.
12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.
13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.
14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.
15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.
16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.
17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.
18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.
19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.
20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.
21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.
22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров. 23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.
24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.
25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.
26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.
27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.
28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.
29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.
30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.
31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.
32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.
33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг